Специализации «Основы лечебной физической культуры» и «Основы физической реабилитации»

Главная  Состав  Дисциплины  Специализации  Практика  Электронные ресурсы
НИЛ ОВС УСР  Научная работа   Воспитательная работа Пособия PDF

Специализации 1-03 02 01 05 «Основы лечебной физической культуры» и 1-03 02 01 04 «Основы физической реабилитации»

 OLFK1 OLFK2 OLFK3

  

Мировая практика свидетельствует о том, что в лечении больных все большую роль играют дисциплины, способствующие быстрейшей физической реабилитации организма. Во многих странах расширяется подготовка таких специалистов, получивших название реабилитологов физического состояния или кинезитерапевтов. Одним из важнейших аспектов подготовки реабилитологов является лечебная физическая культура.
Цель курса: овладение студентами основами использования естественно-биологической функции организма – движения – для восстановления здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами, а также профилактики заболеваний.
Задачи курса:
ознакомление студентов с клинико-физиологическими механизмами лечебного и реабилитационного действия физических упражнений;
усвоение способов дозировки  физической нагрузки на занятиях лечебной физической культурой;
овладение методами врачебно-педагогической оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения лечебной физической культуры;
анализ постановки задач в зависимости от периода ЛФК и режима двигательной активности;
формирование умений и навыков организации работы по лечебной физической культуре.
Учебный процесс складывается из лекций, практических и лабораторных занятий. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении рекомендованных литературных источников, составлении комплексов упражнений, планирования и составления индивидуальных программ реабилитации в зависимости от заболевания.
Инструктор-методист ЛФК и физической реабилитации в соответствие с требованиями специальности для правильного проведения реабилитационных мероприятий должен знать:
анатомо-физиологические особенности организма детей и подрост¬ков, юношей, девушек, лиц старших возрастов, особенности женского организма;
этиологию, патогенез, клинические проявления и основные принци¬пы лечения заболеваний сердечно сосудистой и дыхательной систем, болезней обмена веществ и заболеваний органов пищеварения, заболеваний и травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата, заболеваний женской половой сферы;
клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физ-культуры при заболеваниях внутренних органов и суставов, при хирурги¬ческих заболеваниях и повреждениях, при заболеваниях и травмах нервной системы;
особенности занятий физическими упражнениями в группах здоровья и специальных медицинских группах;
профилактическое  и  лечебное  значение  физической  культуры  в    акушерско-гинекологической практике.

FR1 FR2 LFK1

Инструктор-методист ЛФК и физической реабилитации в соответствии с индивидуальной программой медицинской реабилитации и основами трени-ровочного процесса должен уметь:
осуществить руководство всеми аспектами оздоровления человека и физической реабилитации больных и инвалидов при следующих заболеваниях:
болезни сердечно-сосудистой системы;
болезни органов дыхания;
болезни обмена веществ;
травмы и болезни опорно-двигательного аппарата;
повреждения и заболевания органов грудной клетки и брюшной полости;
заболевания и травмы нервной системы;
болезни женской половой сферы;
выяснить характер двигательных нарушений и степень ограничениея двигательной функции;
определить возможности больного для полного или частичного структурного и функционального восстановления поврежденного звена опорно-двигательного и мышечного аппаратов;
определить прогноз развития адаптационных и компенсаторных воз-можностей организма больного при данном конкретном заболевании;
определить физическую работоспособность организма в целом и функциональное состояние отдельных органов и систем с учетом определения переносимости различных по характеру , объему и интенсивности фи¬зических нагрузок;
объективно регистрировать и анализировать эффективность индивидуальной программы медицинской реабилитации;
владеть всеми видами массажа, физиотерапии, гидрокинезотерапии, методом биомеханической стимуляции.
Программный материал базируется на изучении предметов, входящих в учебные планы ВУЗов физической культуры (анатомия, физиология, психология, биохимия, гигиена, спортивная медицина с основами частной патологии, теория и методика физической культуры и др.).    Занятия по программе подготовки инструкторов лечебной физкультуры являются обязательными, организуются и проводятся в дневное время и предусматриваются расписаниями занятий. Программой предусмотрены теоретические (лекции), практические (в том числе доклиническая и клиническая практика), семинарские и самостоятельные занятия.
Теоретические занятия по всем разделам программы проводятся потоком или курсом в виде лекций, доклиническая и клиническая практика, семинарские занятия — с группами 10-12 человек. Большое внимание уделяется самостоятельным занятиям студентов, которым даются задания и осуществляется контроль за их выполнением. Доклиническая практика имеет целью привитие студентам практических навыков и умений в условиях академии. Каждый практический навык отрабатывается по схеме: изучение приема — тренировка на фантомах и друг на друге — выполнение контрольного задания преподавателя. Занятия в вузе по каждому разделу программы организуются и проводятся штатными преподавателями в специально оборудованных классах и кабинетах, оснащенных учебно-наглядными пособиями, приборами, спортивными снарядами, табельным имуществом и техническими средствами обучения.
Клиническая практика проводится в лечебно-профилактических учреждениях штатными преподавателями ВУЗа и персоналом этих учреждений (с почасовой оплатой), два преподавателя на группу. Занятиям в клинике по каждому разделу программы предшествует соответствующая теоретическая подготовка и доклиническая практика. Каждый студент в период клинической практики должен самостоятельно проводить занятия по лечебной физической культуре, предусмотренные соответствующими разделами программы.
В соответствии с учебным планом специальности «Физическая культура» практика по специализациям проводится на 4 курсе дневного отделения и 5 курсе заочного факультета.
Дисциплины специализации “Основы лечебной физической культуры” 2-4 курс:
Основы ЛФК и массажа – 2 курс
Современные методики лечебного и спортивного массажа – 3 курс
ЛФК и массаж в травматологии, ортопедии и хирургии  – 3 курс
ЛФК и массаж в клинике нервных болезней – 3 курс
ЛФК и массаж в педиатрии – 4 курс
ЛФК и массаж при восстановлении работоспособности у спортсменов – 4 курс
ЛФК и массажа в терапии – 4 курс
Курсовая по специализации – 4 курс
Преддипломная (по специализации) практика  – 4 недели на 4 курсе стационара

 Дисциплины специализации “Основы физической реабилитации” 2-4 курс:
Организационно-методические основы реабилитации – 2 курс
Особенности  физической реабилитации в педиатрии – 3 курс
Современные оздоровительные системы.  Здоровый образ жизни – 3 курс
Физическая реабилитация в травматологии, ортопедии и хирургии – 3-4 курс
Физическая реабилитация спортсменов. Эрготерапия – 4 курс
Физическая реабилитация в клинике нервных болезней – 4 курс
Физическая реабилитация в терапии – 4 курс
Курсовая работа по специализации – 4 курс и 5 курс заочного факультета
Преддипломная (по специализации) практика:
– 4 недели на 4 курсе стационара  и  2 недели на 5 курсе заочного факультета
специальности 1-03 02 01 «Физическая культура»

Share Button

Яндекс.Метрика